Автостоп для угнанного автомобиля
Автостоп для угнанного автомобиля – своеобразная схема охранной сигнализации для автомобиля
Доброго дня уважаемые радиолюбители!
Приветствую вас на сайте “Радиолюбитель“
В этой статье мы рассмотрим не сложную в повторении радиолюбительскую схему охранной сигнализации для автомобиля – автостоп для угнанного автомобиля.
Данная схема хоть и проста в исполнении, но довольно-таки эффективна. Она позволяет автоматически остановить угнанный автомобиль (то-ли он был угнан со стоянки, то-ли вас подстерегли где-то на трассе и просто, мягко говоря, попросили выйти из машины, забрав ключи) через некоторый промежуток времени, позволив похитителям проехать на вашем автомобиле пару сотен метров.
Принцип работы схемы. Фактически эта схема – таймер, запускающийся в момент включения зажигания при помощи замка зажигания. В этот момент к бортовой системе автомобиля подключается обмотка реле К1, его контакты замыкаются и одна из обкладок конденсатора С2 подключается к положительной шине питания микросхемы D1. Формируется импульс, устанавливающий триггер D1.1-D1.2 в единичное состояние. После этого начинает медленно заряжаться конденсатор С4 через резисторы R3 и R6. То, сколько времени потребуется на зарядку конденсатора, зависит от суммарного сопротивления этих резисторов. Резистор R6 – переменный, что позволяет регулировать время заряда конденсатора, тем самым определяя время продолжительности работы двигателя до момента наступления блокировки. Пока С4 заряжается до логического уровня, на выходе элемента D1.4 – логический ноль, транзисторный ключ Vt2-Vt3 закрыт и контакты реле К2, К3 находятся в нормальном состоянии. Через нормально замкнутые контакты К3 напряжение поступает в систему зажигания, а контакты реле К2, включающие сирену – разомкнуты. После того, как конденсатор С4 зарядится до логического уровня, на выходе D1.4 возникает логическая единица и транзисторный ключ VT2-VT3 открывается. При этом реле К2 включает сирену, а реле К3 отключает систему зажигания. Двигатель глохнет, автомобиль останавливается и непрерывно звучит сирена. Если в это время пытаться завести двигатель – включать, выключать зажигание, стартер – ситуация не изменится. Чтобы отключить таймер, владелец должен после каждого включения зажигания или после пуска двигателя, нажимать кнопку S1 (она без фиксации). При нажатии на эту кнопку триггер D1.1-D1.2 устанавливается в нулевое положение и заряд конденсатора С4 не начинается, либо происходит его разряд. В приборе есть два индикаторных светодиода, дающие понять в каком состоянии он находится. HL1 индицирует работу таймера по выдержке времени, HL2 – включение блокировки. В момент включения зажигания загорается HL1, после нажатия на S1 он должен погаснуть.
Пользоваться блокировкой не сложно. Кнопку S1 надо установить в незаметном месте. После включения зажигания и пуска двигателя нужно нажать и отпустить S1, при этом HL1 погаснет. При выходе из машины, или если на дороге возникает нештатная ситуация, необходимо сразу глушить двигатель. При следующем пуске таймер автоматически запуститься.
Детали. Реле К3 стандартное, автомобильное с переключающими контактами (используется размыкающая группа). Контакты реле К2 нужно подключить так, чтобы через них подавать ток на сирену или подключить их параллельно кнопке звукового сигнала. Резистор R6 может быть переменным или подстроечным, он определяет продолжительность выдержки таймера, фактически это расстояние на которое могут уехать преступники до срабатывания блокиратора. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить любой аналогичной за исключением К176ЛЕ5. Транзистор VT1 – КТ315, КТ3102 или КТ503. Транзистор VT2 – КТ3102 или КТ503, транзистор VT3 – КТ615 или КТ817. Можно использовать импортные аналоги. Все кондесаторы малогабаритные, их емкости могут существенно отличаться, за исключение С4 так-как он работает во время задающей цепи и должен иметь минимальный ток утечки. В этом смысле хорошо использовать конденсатор на большее рабочее напряжение, чем это требуется по схеме. Светодиоды любые индикаторные. Налаживание схема не требует. Подключать по питанию схему нужно прямо на клеммы аккумулятора или через фильтр, через который питание поступает на магнитолу.
(Автор Н.Забавин)