Зарядник для автомобильного аккумулятора.

Начну с того, что у меня «полетел» ремень привода генератора и мне пришлось ехать где-то 1.5 км. на аккумуляторе в тёмное время суток по городу. Когда снял аккумулятор и принёс домой – на нём было где-то около 9V. У меня был дома примитивный зарядник (я пользовался им для подзарядки аккумулятора мопеда) , выдающий примерно 0,9А без ограничения напряжения. Он представляет из себя гасящий конденсатор на 16мкф , ограничительный резистор 4,7ом от старого телевизора 3УСЦТ , разрядный резистор 150ком+ встречно-параллельно включенные диод и светодиод (цепочка подключена параллельно конденсатору и служит не только для его разрядки, но и как индикатор выдаваемого тока , или проще – контроля цепи) , ну и конечно – диодный мостик на 4А. Подключил я его к аккумулятору и решил , что завтра на работе надо чего-нибудь посерьёзнее сварганить. На глаза попался старый источник бесперебойного питания для компьютера на 400-600W . в нём стоял когда-то аккумулятор 7,2А/ч , плата со схемой и трансформатор с габаритной мощностью на глаз – ватт 150-180 но с довольно толстой вторичной обмоткой на 2 х7,2V, т.е. с крайних выводов получается 14,3-14,5V при небольших колебаниях напряжения в сети. Немного смутило, что транс грелся на холостом ходу но, подключив его через ЛАТР и сняв приращение напряжения на вторичной обмотке при изменении на первичной от 100 до 260V , убедился в линейности характеристики, что означает отсутствие насыщения сердечника. В результате к концу работы собрал в той коробочке зарядник по схеме.

схема2

Правда пришлось отпилить почти половину коробки где был аккумулятор, а вместо задней стенки приделать радиатор для диодов (явно больших размеров, чем требовалось).

фото2

Детали схемы: VD1- два параллельно включенных диодов шотки кд2999 или кд2997 для уменьшения падения прямого напряжения и исключения выхода из строя при К.З.
R1 и R2 по 0,5ом 10W каждое (надо было поставить 3шт., как выяснилось потом).
R3- 510ом-1к 0,25вт.
VD2 , VD4 один жёлтый , другой зелёный любой марки.
VD3,VD6,7,8 типа кд522 или им подобных, можно IN400… число диодов зависит от напряжения стабилизации VD5. Надо подобрать их число так, чтобы VD4 загорался при напряжении 15V или чуть выше. На каждом диоде падает около 0,6V.
VT1- любой полевой (не обязательно n-канальный т.к. в данном случае это двухполюсник) с начальным током стока примерно 7-12мА. Какой попался мне – я даже не знаю. Кажется кп303в или г. Его роль – генератор стабильного тока для светодиода.
С1- 10мкф бумажный, или любой неполярный. Его роль в снижении газообразования из-за которого внутреннее сопротивление аккумулятора повышается и VD4 начинает светиться раньше необходимого . С1 обеспечивает небольшую разрядку в течении ¼ периода( т.к. сдвиг фазы тока от напряжения -90гр.).
Если кто-либо сомневается в выборе напряжения вторичной обмотки то пусть вспомнит , что амплитудное значение синусоидального напряжения больше на корень квадратный из двух, от того – что измерено тестером.

фото1




Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>